Метод
исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее
животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации
состояния психики используется исследование моторики (в частности,
моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде
графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое
представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим
представлением, заканчивается движением (буквально- "Всякая мысль
заканчивается движением").
Если реальное движение, интенция по
какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц
суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для
осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так
например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют
напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы
необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук
- ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в
пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем,
падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины)
представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц,
фиксирует отношение к пространству,
т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской
переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано
оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы
психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с
прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между
мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая
сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и
действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ
связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и
пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) –
с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью,
конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей
психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются
теоретические нормы оперирования с символами и символическими
геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест
"Несуществующее животное" относится к числу проективных. Для
статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть
представлен в описательных формах. По составу данный тест –
ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не
используется и требует объединения с другими методами в качестве
батарейного инструмента исследования.
Инструкция:
"Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его
НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием".
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ
РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии
вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или
слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером
рисовать нельзя.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю
листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка,
как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания
со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание,
тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части –
обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка,
подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в
социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ
СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова
повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности:
почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по
крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до
конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов,
наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к
размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть
замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также
боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие
тенденции к действию или боязнь активности – следует решить
дополнительно.)
Положение "анфас", т.е. голова направлена на
рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове
расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза.
Значение детали "уши" – прямое: заинтересованность в информации,
значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям
и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для
завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки
окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость,
обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в
сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая
речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как
чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки
языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость
возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная
агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается,
грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение,
порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта
округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение
придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха:
подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие
или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры
поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой
зрачка
и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в
восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание
этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в
целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное
начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове
также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита,
агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями,
щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или
защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к
демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность,
подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную
роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда –
постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к
размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность,
обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам,
формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую
информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в
выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия
решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить
внимание на характер соединения ног с
корпусом: соединение
точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе –
это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов
опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их
стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих
деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и
небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности
формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ
НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья,
дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде
завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных
областей человеческой деятельности, уверенность в себе,
"самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением
окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в
большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем,
увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно
значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали
– демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих,
манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из
павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным
действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по
тому, повернуты ли эти хвосты
вправо (на листе) или влево.
Хвосты повернуты вправо
– отношение к своим действиям и
поведению. Влево
– отношение к своим мыслям, решениям; к
упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или
отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов
вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз
(недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о
сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты,
состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно
пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ
ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов,
панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от
окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и
тревогой – если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии;
с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, "заслоны", линия
удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному
расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц,
имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить
принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей,
начальников, руководителей; нижний контур
– защита против
насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных,
младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная
опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных
ситуациях; то же самое – элементы "защиты", расположенные не по контуру,
а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа
– больше в
процессе деятельности (реальной), слева
– больше защита своих
мнений, убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество
изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать
представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова,
конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без
штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, –
или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но "
усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем
больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше
энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма,
хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается
характером линии – слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по
бумаге", не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с
нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует
обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной
стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая
тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ ,
выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА
ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений,
"островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка,
"запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и
т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То
же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность
рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих,
нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья,
либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к
своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация
себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В
данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление
рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в
положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и
заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки,
банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на
руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости,
соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм
сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров
в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена
количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от
их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом
отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует
обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени,
сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу,
вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно –
ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности,
замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать
сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться
тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество
данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования
механических частей в тело "животного" – постановка животного на
постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к
голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и
конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у
больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности
выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов:
банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового",
существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому
лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное
животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака
с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из
элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать
рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот",
"мухожер" и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным,
иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое –
рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации;
второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию
собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия
поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана",
"гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим,
неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в
основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над
рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия
("риночурка", "пузыренд" и т.п.) – при соответственно
иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия
имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кускус" и
т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена
обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон",
"гулобарниклета-миешиния" и т.п.).