"Почемучки"
персональный сайт преподавателя начальных классов Котовой Я.В.

Меню сайта
Категории каталога
Контрольные, самостоятельные работы [94]
УМК, стандарты [43]
Внеклассные мероприятия [33]
Воспитательная работа [20]
Родителям на заметку [21]
Скоро в школу [29]
Наш опрос
Как вы открыли наш сайт
Всего ответов: 2159
Мини-чат
Главная » Статьи » Скоро в школу

Роль системы Л.В.Занкова на начальном этапе бучения.

УДК

 

Роль системы Л.В.Занкова на начальном этапе обучения.

 Я.В.Котова

( статья издана в 2009г в сборнике пед. университета)

 

    Система Л.В.Занкова сформировалась в ходе психолого—педагогического исследования соотношения особенностей обучения и развития школьников. Основная особенность системы и основная трудность её разработки заключается в согласовании ведущей роли обучения с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с представлением простора его индивидуальности, т. е. в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал является ведущей силой развития системы, цель которой—целостное развитие ребёнка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально—нравственной сферы.

    Цель системы Л.В.Занкова—целостное развитие ребёнка—реализуется целостной образовательной системой., направляющую и регулирующую роль, в организации которой выполняют дидактические принципы, которые реализуются благодаря единой методике обучения, обладающей типическими свойствами, охватывающими все учебные предметы. Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального образования, как организация поисковой самостоятельности, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, формирование общеучебных умений и навыков и реализация межпредметных связей, выделенных в принятом государственном образовательном стандарте.

    Система отличается верой в каждого ребёнка, в его силы. При этом учитывается, что развитие каждого ребёнка идёт неравномерно—то замедленно, то скачкообразно—в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей высшей нервной системы, его опыта и т.д.  

     Развитие достигается на основе реализации всего комплекса составляющих её компонентов, определяющих и образующих процесс обучения,--целей и задач обучения, вновь выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей методов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также особой атмосферы обучения, организационных форм и учёта его результативности.

    Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформулированные Л.В.Занковым:

- обучение на более высоком уровне трудности;

- изучение материала более быстрым темпом;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание процесса учения;

- работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.

    Принципы действуют только в комплексе в целой системе обучения, направленной на общее развитие.

    Принцип более высокого уровня трудности в обучении нельзя понимать прямолинейно, только как увеличение тяжести, трудности учения. Преодоление определённых, доступных для ребёнка трудностей, таких, которые идут в зоне его ближайшего развития, вызывает у него духовный подъём, укрепляет веру в свои силы. Если же мера трудности не будет соблюдаться, если ученики из урока в урок встречаются с непреодолимыми трудностями, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, превращается в отрицательный, вызывающий спад духовных сил ребёнка и интерес к учению.

    Принцип обучения на высоком уровне трудности неразрывно связан с другими, в частности с принципом ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т. п. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность учения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом. При этом учитель направляет их внимание и ведёт к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определённых закономерностей, делают выводы. Как показывает практика обучения по данной системе, школьники любят исследовательско - поисковую работу, им нравится открывать закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений. Так, определения частей речи, членов предложения, математические термины и другие сообщаются ученикам уже в первом классе, но не для заучивания, а для понимания обобщений в производимых действиях. Сосредоточить внимание младших школьников лишь на усвоении правил и выработке навыков без теоретического обобщения—значит задерживать их развитие. Как показывает практика, работа над освоением закономерностей со школьниками продвигает их в развитии.

    Принцип осознания процесса учения не отрицает и не противостоит принципу сознательности. Различие между ними в том, что принцип сознательность связан с пониманием сообщаемых знаний, он направлен на объект познания. Принцип осознания процесса учения обращён как бы внутрь—на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового ещё ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Принцип осознания учения развивает рефлексию, самоанализ—взгляд на себя: «Каков я есть?», «Что я знал и что узнал нового?», «Что мне интересно было узнать?». Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром. А впоследствии развивает самокритичность как черту личности.

    Принцип прохождения материала более быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при прохождении одной темы. Процесс познания строится так, что более быстрое продвижение вперёд идёт одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного.

    Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность новой дидактической системы. Это подтверждается и теорией Л.С.Выготского, который считал, что развитие происходит из сотрудничества разных по уровню развития детей.

    Сама практика развивающего обучения создаёт благоприятные возможности для овладения открытой педагогической позицией. Развивающее обучение помогает принципиально изменить характер и качество совместной деятельности педагога и ребёнка. Общение и диалог становятся основой всех уроков, способом жизни детей и взрослых.

    Этот приём позволяет обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учит их взаимодействовать про выполнении заданий, доверяя друг другу, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы. Коммуникация в обучении предполагает при изучении большой темы в цикле разных типов уроков продумать не только содержание учебного материала по теме, но и модели взаимодействия при его усвоении: «учитель—ученики» (при изучении нового материала), «ученик—ученик» (парная работа при закреплении), «ученик—микрогруппа учеников» (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «ученик—большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания методом беседы), «ученик—учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с учебником…).

    В своей деятельности педагог должен стремится к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Важной задачей в рамках выбранной данной системы обучения считают создание яркого, положительного образа предмета. От этого во многом зависит заинтересованность учеников, их работоспособность. Для этого используются нестандартные формы уроков, так как урок в современной начальной школе направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание творчества: урок-лекция, урок-турнир ( экологический), урок-игра (деловая, интеллектуальная), урок-исследование, урок-путешествие, урок-ярмарка, мастерские слова (русский язык), интегрированные (музыка-литература, изо-литература), сюжетные (сказочные). Уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков и проводятся они три-четыре раза в четверть. Именно нетрадиционные уроки позволяют поддерживать интерес к учению, процессу познания вообще, поскольку удивить ученика и вызвать у него интерес к предмету сделать сравнительно легко. Гораздо труднее удержать интерес и активность на уроке.

     Для этого используются разные формы организации деятельности на уроке:

- фронтальная,

- индивидуальная,

- парная,

- групповая.

    Чем младше дети, тем меньше места и времени на уроке занимает фронтальная работа. Необходимо помнить, что фронтальная работа требует от ребёнка серьёзного напряжения и концентрации, так как протекает под внешним давлением учителя, а это ведёт к повышенной утомляемости, эмоциональному дискомфорту, низкой вовлечённости в совместную деятельность. Надо отметить, что основной организационной формой обучения в работе педагогов является групповая (в том числе и парная ). Данная форма предполагает отсутствие вмешательства со стороны взрослого, нахождение ребёнка в группе сверстников, отсюда максимальная комфортность для ребёнка. Групповая и парная работы способствуют обучению детей разным способам организации: распределение ролей, смена, передача ролей, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимообучение, консультирование. Этими формами организации учебной деятельности педагоги пользуютсяс на уроках литературного чтения, трудового обучения. В результате такой работы создаются совместные плакаты, композиции с изображением природы, коллажи, сказки с продолжением.

    Особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности дидактические игры. Они представляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

    Таким образом, в условиях развивающего обучения в начальных классах, разработанная методика даёт возможность повысить знания учащихся начальных классов о том, как научится управлять своими достижениями, способствует развитию самостоятельно выделять главное и второстепенное, анализировать, находить взаимосвязь и оказывать влияние на развитие личности.

 

 

Литература

 

«Обучение и развитие» Л.В.Занков

«Усвоение знаний и развитие младших школьников» А.В.Полякова

 

http://po4emu4ki.ucoz.ru


Категория: Скоро в школу | Добавил: po4emu4ki (10.01.2009)
Просмотров: 5003 | Рейтинг: 4.5/6 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
    А BannerFans.com Сайт А 3500 разработок для учителя
Статистика

Copyright MyCorp © 2024