Цель: показать в сказочной
форме один из круговоротов воды, связанный с растениями.
Материалы: фланелеграф;
аппликации для фланелеграфа: облако, туча, озеро в
зарослях рогоза или
тростника, радуга, дерево, несколько капелек,
среди них три —
крупнее и с лицом.
Примечание: если у вас нет
фланелеграфа, не отчаивайтесь, приготовьте аппликацию,
по - которой вы будете
перемещать главную героиню — дождинку,
которая хотела
напоить дерево.
Ход занятия: рассказывая
сказку, размещайте на фланелеграфе
то, о чем идет речь
в сказке.
Жила-была дождинка в дождевом облаке. Она
плыла высоко в небе в родном облачке и думала о том, как напоить деревья и
травы.
Облако медленно плыло по небу, все росло и
темнело, и вот, наконец, пролилось дождем. Упала дождинка над опушкой леса.
Сначала она оказалась на гладком зеленом
листке. От ударов дождевых капелек он качнулся, задрожал, и капелька скатилась
вниз, на следующий лист. Так, падая все ниже и ниже, она упала на землю и сразу
впиталась в сухую почву, — давненько не было дождя, и земля на опушке леса даже
потрескалась.
Скользит капелька между сухими комочками и
думает: «Что же со мной, куда же я попала, смогу ли я когда-нибудь вернуться в
родное облачко, увидеть синее небо и золотое солнышко.
А вокруг-то столько интересного, уже и небо
вспоминать не когда! Вот навстречу капельке пробираются земляные черви: она
вниз, а они наверх. Скорей-скорей, вода заливает, дышать нечем! Вы, наверное,
видели, как много земляных червей скапливается после дождя на поверхности почвы
— их даже называют дождевыми! Это дождь выгнал их из сухих подземных норок.
Вот капелька провалилась вдруг в какой-то
туннель — здесь крот-строитель прорыл себе подземную дорогу. А сколько в земле
живет меленьких жучков, паучков, каких-то крошечных, едва различимых глазом
живых существ! И все они копошатся, кто-то кого- то ловит, кто-то что-то
строит, кто-то куда-то спешит...
Ой, а это что за странные длинные нити?
Только успела дождинка это подумать да
придвинуться к нитям поближе, чтобы рассмотреть получше, как очутилась внутри
них! Это были тонкие волоски, расположенные на корнях дерева, но дождинка
этого, конечно не знала. Она почувствовала, что поднимается вверх — ведь до
этого она все время двигалась вниз. Она спешила вверх вместе с другими капельками
дождя, попавшими в почву. Дерево уже совсем высыхало от жажды, ведь давно не
было дождя, и теперь жадно тянуло корнями воду. Все вверх и вверх: сначала по
толстым каналам внутри ствола, потом по средним — внутри веток — и, наконец, по
тоненьким жилкам листа. Увядшие от жары листья расправлялись, напоенные водой,
а капелька, доплывшая до конца самой тоненькой жилки крошечного листа на
макушке дерева, вдруг увидела и небо, и солнце, и родное облачко в вышине.
Только оно истаяло, стало маленьким и еле видимым. Теплый солнечный луч
коснулся капельки, и она превратилась в пар и полетела вверх, к своему облачку.
Домашнее задание: предложите детям нарисовать приключения дождинки.